15 октября 2013

Совкомбанк — конкурентам: Идите своей дорогой!

9 октября управляющий директор Совкомбанка Андрей Спиваков принял участие в практической конференции «Кредитование и риски в розничном банке: Living on the edge». В рамках секции «Исход: Перспективы и точки роста» представитель Совкомбанка выступил с докладом «Оптимизация внутреннего потенциала».

Как известно, одна из самых сложных задач для каждого россиянина и одновременно одно из самых заветных мечтаний — дожить до пенсии. Там начнется другая, светлая, лучшая жизнь, которая стоит того, чтобы она продлилась как можно дольше. Именно этот внутренний потенциала пенсионеров, которые дожили до пенсии не для того, чтобы быстро умереть, взят за основу для построения бизнеса Совкомбанка.

Существующий рынок непрост для успешной деятельности на нем частных коммерческих банков. Данные, приведенные Андреем Спиваковым, свидетельствуют: наиболее популярные сегменты уже не дают отдачи в силу разных причин. Автокредитование стагнирует — выдачи кредитов «год к году» упали на 5%, а госбанки и банки автопроизводителей теснят частные банки. Ипотека хотя и растет привлекательными темпами, но акцепторами роста являются госбанки. POS-кредитование замедляет темпы роста, при этом четко проступает расслоение на winners&losers, условные «непрофессионалы», т. е. неспециализированные банки уходят с рынка. Кредитование наличными также замедляет рост, а частные банки в этом сегменте и вовсе останавливаются в развитии.

Все эти тенденции должны определенно навести на мысль о том, что дифференциация бизнеса сейчас доступна только крупнейшим участникам рынка, которые могут занимать в каждом сегменте существенную долю. У остальных демонстрация псевдо-разнообразия в стиле «в Греции есть все» лишь снижает эффективность бизнеса в целом. Незначительное присутствие в каком-либо сегменте вынуждает играть по правилам лидеров, на среднерыночных условиях, которые не всегда дают отдачу, или наоборот, стремиться выделиться — но опять же во вред самим себе.

More is less, или «лучше меньше, да лучше» — решили в Совкомбанке и пошли по пути отказа от непрофильных направлений ради повышения эффективности и качества работы в выбранном сегменте. Внимательно рассмотрев все возможные сектора присутствия, банк выбрал свою целевую популяцию - «Взрослые люди и их родители». Фактически банк сознательно отказался от двух третей рынка ради развития в одном сегменте. При этом Совкомбанк выстраивает «региональный бизнес федерального масштаба»: развитие направлено в регионы — филиалы есть почти в половине субъектов во всех часовых поясах, офисы в 700 городах и населенных пунктов позволили охватить более 60% населения страны. Много лет подряд выстраивается единая и целостная коммуникация: на поддержку бренда «Первый пенсионный банк» работают рекламные кампании, социальная активность, стиль офисов. Активно внедряются и пропагандируются высочайшие стандарты работы с клиентами — качество обслуживания, ответственность, индивидуальный подход.

Результаты работы, показатели Банка, оценки независимых рейтингов позволяют уверенно говорить о том, что выбранная стратегия оказалась успешной, и Банк не просто стал лидером в выбранном сегменте, но и занимает достойные позиции в целом по рынку. Поэтому управляющий директор Андрей Спиваков с полным правом в конце своего доклада позволил себе бросить перчатку конкурентам - «Повторить этот путь в разумный срок и за разумные деньги невозможно! Идите своей дорогой!».