Типичные ошибки молодого ИП

Интервью с Павлом Новгородовым, к. э. н., проректор по стратегическому развитию и внешним связям НГУЭУ

— Предпринимательством, как известно, можно заниматься без специального образования. Но это нельзя считать преимуществом для бизнеса, так как часто именно в отсутствии специальных знаний кроются типичные ошибки начинающих предпринимателей. Например, причина появления «кассового разрыва», то есть возникновения ситуации, когда у молодого бизнеса нет средств для осуществления текущих платежей, часто кроется в отсутствии знаний управленческого учета и оценки финансового состояния предприятия.

Практика показывает, что «кассовые разрывы» у молодых предприятий возникают неожиданно и в самый неподходящий момент. Бухгалтерская же отчетность при этом может не вызывать никаких нареканий. Возможно ли это? Ответ на этот вопрос можно найти в обычных жизненных кейсах.

Кейс №1: «проедание» оборотки

Бизнес принято считать успешным, если на расчетном счете ИП или компании есть наличные деньги. Непустой счет — своеобразный маркер успешности. Но иногда даже в такой ситуации возможно наступление коллапса.

Например, была создана компания, занимающаяся производством муки. И все у нее было хорошо в течение первых трех лет: уставный капитал был внушительный, денежные приходы покрывали расходы, а деятельность вообще не останавливалась ни на минуту. А вот через три года бизнес вдруг устремился к своему закрытию: платить по счетам неожиданно стало нечем, а дальше все просто покатилось в пропасть.

Проанализировав случившееся, стало ясно, что компания увеличивала основной капитал путем покупки нового оборудования и реконструкции старого. Этот процесс просто «проел» оборотный капитал и привел компанию к тому, что она потеряла свой высокий уровень ликвидности.

Сложилась ситуация, при которой компания не смогла оплатить ряд текущих платежей. Из-за этой неуплаты на неделю остановилась мельница. Остановка же мельницы привела к тому, что компания не поставила в срок обещанную партию муки в крупный хлебозавод. Завод, естественно, нашел себе другого поставщика, а компания потеряла крупного партнера.

Пока решался вопрос с закрытием «кассового» разрыва, оформлялись кредиты и оплачивалась задолженность, возникла проблема затоваривания. Так как хотя производство-то и запустилось заново, пришлось заново искать и покупателя на свою продукцию. На поиски ушло время, да и продавать пришлось с приличным дисконтом, потому что компания нуждалась в авансе за свою продукцию.

Все это привело к тому, что на рынке появилась информация о том, что у рассматриваемой нами компании проблемы. С проблемными компаниями мало кто желает работать, особенно крестьянские хозяйства. В результате, они стали у нашей компании требовать предоплату за отгрузку зерна. Требование это, как всегда, пришло в самый неподходящий момент, когда необходимо было возвращать первый транш по кредитам. В итоге, кредитные обязательства в полном объеме выполнены не были: на имущество компании был наложен арест, производство было законсервировано, и началась реструктуризация, которая закончилась сменой собственника и топ-менеджмента.

Кейс №2: недостаточный контроль за дебиторской задолженностью

На рынке была довольно успешная компания, занимающаяся производством кондитерских изделий. Компания сотрудничала с несколькими крупными клиентами и, кроме этого, делала поставки своей продукции в торговые сети.

По бухгалтерской отчетности все было хорошо: прибыль росла. Но вот акционеры при этом не получали дивидендов требуемого объема. Ситуация требовала анализа, который и показал проблемы в работе с покупателями, а также рост просроченной дебиторской задолженности.

Выяснилось, что не соблюдались сроки оплаты по договорам, что компания не вела претензионную работу, а в итоге это обернулось тем, что, когда один из крупных должников отказался оплачивать свою задолженность, сама компания стала испытывать проблемы по оплате собственных платежей.

Покупатель оказался должен не только этой компании, но и другим, по отношении к нему имелся ряд судебных исков, а сам он собирался банкротиться. Это грозило проблемами и производителю кондитерских изделий. На плаву удалось остаться лишь благодаря дополнительным акционерским вливаниям.

Кейс №3: бартерные схемы

Один издательский дом специализировался на выпуске рекламных журналов, бесплатно распространяемых в БЦ и других «проходных» местах. Доход ИД основывался на продаже рекламы, и в своей работе компания использовала много бартерных схем.

Например, вместо оплаты рекламы компания-рекламодатель предоставляла свои товары и услуги – сертификаты на тренировки в спортивном зале, на услуги в салонах красоты. В отчетности этот «натурный» бартер отражался денежной суммой, эквивалентной стоимости услуги. И все бы ничего, но в один момент лимит на бартер был превышен, что нельзя было категорически допускать. Произошло это из-за смены кадрового состава издательского дома и недостаточного контроля директора.

В результате, денег не было даже на выплаты зарплаты сотрудникам. Некоторые сотрудники не захотели брать оплату «натурой» и ушли с работы, забрав, естественно, своих клиентов. Количество рекламодателей не просто уменьшилось, а сократилось настолько, что денежные поступления не покрывали себестоимость издания. О прибыли уже речи и не шло. Спасти положение могли лишь денежные вливания со стороны акционеров, но они отказались компенсировать убытки. В результате, издательский дом был закрыт через три месяца.

Дата публикации: 29 октября 2018

Поделиться

Другие статьи