Автокредиты

Что такое «Евро-0», какие автомобили будут выпускать и сколько они будут стоить

Данис Казанцев
/ 9 июня 10:41
7 мин.

12 мая кабмин официально разрешил предприятиям российского автопрома производить автомобили под стандарт «Евро-0». И хотя приставка «евро» в нашем сознании закрепилась как показатель высшего качества, в данной ситуации идет речь об откате далеко назад.

экологический стандарт Евро 0
Возвращение к стандарту «Евро-0» – это шаг назад?

Современный автомобиль – это сплав сложных механизмов, инновационных технологий и передовой электроники. Поэтому российский автопром оказался в числе наиболее пострадавших от западных санкций отраслей. В отличие от других секторов нашей экономики, он сразу почувствовал их разрушительное воздействие.

Несмотря на попытки импортозамещения, многие высокотехнологичные компоненты в любом отечественном автомобиле до сих пор имеют иностранное происхождение. К ним, в частности, относятся системы очистки и контроля содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобиля.

Что за стандарт «Евро-0»

Стандарты «Евро» в автопромышленности регламентируют концентрацию оксидов азота (NOx), угарного газа (СО), углеводородов (CxHx) и мелких несгоревших частиц, которые образуются при работе бензиновых и дизельных двигателей. Эти вредные вещества, попадая в атмосферу, пагубно влияют на экологию и наше здоровье.

Дополнительная цель этой «зеленой» политики – борьба с углекислым газом (СО2), который сам по себе не токсичен, но в очень больших концентрациях разрушает озоновый слой вокруг Земли.

Для снижения токсичного воздействия выхлопа на окружающую среду в 80-х годах прошлого века был изобретен каталитический нейтрализатор. Сейчас это устройство является обязательным элементом выхлопной системы любого автомобиля. 

Первый стандарт «Евро-0» был введен на территории ряда стран Европы еще в 1988 году. Он касался исключительно автомобилей с бензиновым двигателем. Сделать чище дизельные двигатели в то время не представлялось возможным из-за особенностей температурного режима их работы.

 камаз евро 5
Смог от автомобилей на улице снижает привлекательность российских городов

Согласно этому стандарту, автопроизводителям запрещалось выпускать автомобили, в выхлопе которых концентрация вредных веществ превышала максимально допустимые значения:

  • угарного газа – 11,2 г/(кВт·ч);
  • азотных соединений – 14,4 г/(кВт·ч);
  • углеводородов – 2,4 г/(кВт·ч).

Допустимая масса твердых частиц (сажи) в «Евро-0» еще не регламентировалась.

По мере того как развивались технологии очистки выхлопа, правительства европейских стран ужесточали требования к экологичности производимых авто. Так, в 1992 году был введен «Евро-1», который касался в том числе дизельных двигателей, а также регламентировал максимальную концентрацию сажи.

Очередные ужесточения произошли в 1995, 1999, 2005, 2009 годах. Пока наконец в 2015 году в ЕС не был принят действующий ныне стандарт «Евро-6». 

В России экологическая повестка шла с опозданием, поэтому стандарт «Евро-5» был введен в ЕАЭС лишь в 2016 году. Он действовал до 12 мая 2022 года, когда кабмин по предложению Минпромторга не отменил все ограничения до уровня «Евро-0».

Для сравнения: по показателю предельной концентрации, к примеру, оксидов азота в выхлопе бензинового двигателя действовавшие еще месяц назад нормы почти в 40 раз строже, чем в «Евро-0». 

 токсичность выхлопа экологичность Евро 5
Благодаря экологическому регулированию удалось снизить концентрацию вредных веществ в выхлопе в десятки раз

Что именно изменится в производстве автомобилей

Одна из причин возвращения к архаичному стандарту в России – запрет на поставки электронных систем управления впрыском топлива от немецкой компании Bosch, которая обеспечивала до половины рынка. Они широко применялись, к примеру, на КамАЗах. Без этого оборудования челнинский автогигант сможет выпускать только грузовики, соответствующие нормам лишь 2005 года, но не ниже «Евро-1».

Производители легковых автомобилей с бензиновым двигателем смогут использовать альтернативные компоненты для выхлопных систем отечественного или китайского производства. При этом они продолжат устанавливать каталитические нейтрализаторы, если это регламентировано конструкцией.

Кроме этого, постановлением кабмина теперь разрешено выпускать легковые машины без антиблокировочной системы (ABS) и системы курсовой устойчивости (ESP). То есть безопасность таких авто будет ниже.

Вам не придется затягивать с покупкой машины, если вы возьмете автокредит в Совкомбанке. С помощью него можно купить как новое, так и подержанное авто. Выберите подходящую программу и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас!

Плюсы и минусы перехода на «Евро-0»

Начнем с плюсов.

1. Такое решение позволит поддержать на плаву отечественных автопроизводителей. Так, в связи с приостановкой поставок импортных компонентов АвтоВАЗ был вынужден дважды в течение апреля-мая останавливать конвейер. Сотрудники предприятия были отправлены в вынужденный отпуск.

Снижение планки экологических требований позволит возобновить работу наших автопредприятий и не допустить роста безработицы и потери квалифицированных специалистов. 

Кроме того, в течение срока действий послаблений наша промышленность может освоить выпуск отечественного оборудования для повышения экологичности выхлопа. Если удастся использовать минимальную долю импортных компонентов и только из дружественных нам стран, это будет серьезным успехом для российского автопрома.

2. Крупные автоконцерны (например, КамАЗ) смогут удержать свою долю рынка в странах Африки и Латинской Америки. Там требования к экологичности двигателей гораздо слабее, чем в других регионах мира.

3. Стоимость таких «упрощенных» автомобилей будет ниже, а значит, «Весты» и X-Ray станут доступнее для российского потребителя.

Хотите взять кредит на авто? С помощью калькулятора подберите комфортную сумму и отправляйте заявку в банк.  

Теперь поговорим о минусах.

1. Несомненно, такой подход еще сильнее снизит конкурентоспособность российской автоотрасли на развитых рынках. Если выразиться точнее, он просто отрежет ее от обеспеченных западных и восточных покупателей.

2. Воздух в наших городах станет несколько хуже. Насколько именно, зависит от того, какое количество неэкологичных ТС выедет на наши улицы за время действия льготных норм. При этом они вряд ли составят существенную долю от всего российского автопарка, но свой вредный вклад в экологию будут вносить и после возвращения к строгим требованиям.

Ограничения по стандартам «Евро» распространяются исключительно на автопроизводителей. Это означает, что конечный потребитель может эксплуатировать автомобиль, который не соответствует действующему в настоящий момент стандарту.

загрязнение воздуха
По нашим улицам до сих пор ездит бессмертная советская «классика», которая вне любых стандартов экологии

3. Повысятся ли продажи отечественных машин, предсказать сложно. Возможно, многие россияне предпочтут переждать неопределенность и перенесут покупку нового авто на более оптимистичное время.

Как скоро вернутся прежние стандарты

Многие эксперты считают, что откат в области норм экологии на 20 лет – большой шаг назад для российского автопрома. Тем не менее пока серьезных поводов для беспокойства нет.

Согласно постановлению правительства РФ, такая льгота для отечественных автопроизводителей будет действовать до 1 февраля 2023 года – то есть менее 9 месяцев. Минпромторг обещает в течение этого срока найти решение проблемы.

Это может быть параллельный импорт, а позднее – налаживание собственного производства. Если обещание будет реализовано в срок, то наш автопром и мы с вами сможем избежать серьезных последствий снижения экологических стандартов.

Мечтаете о новом автомобиле? Пора действовать! Купите новую или подержанную машину в салоне или напрямую у владельца, а деньги на покупку одолжит Совкомбанк. Кредит со ставкой от 14,9% годовых позволит быстро и легко пересесть за руль того авто, на покупку которого не хватало средств. Удобный калькулятор на сайте поможет рассчитать сроки и сумму платежей. Заполните заявку онлайн, ведь это занимает меньше минуты. С вами свяжется сотрудник банка для уточнения деталей и быстрого принятия решения.

Данис Казанцев
Данис Казанцев
Люблю анализировать и разбирать этот мир по кирпичикам. Стану вашим проводником в непредсказуемых финансовых джунглях.
Баннер