Пожалуй, каждый из нас хотя бы раз задумывался, что дешевле: такси или своя машина, что выгоднее: каршеринг или свой автомобиль.
При этом плюсы и минусы личного автомобиля можно перечислять практически бесконечно, что ставит перед желающими сэкономить еще один вопрос — насколько выгодно иметь личное авто.
В дополнение ко всему, каршеринг, впервые запущенный в России в 2015 году, стремительно набирает популярность. Это означает, что извечный выбор россиян между заказом машины и личным авто дополняется вариантом с его краткосрочной арендой.
В каждом городе России ситуация со спросом на перемещения индивидуальна. Однако в нашей статье мы попытались выработать общие критерии выбора между личным авто, такси или каршерингом, проанализировав затраты на все способы передвижения, а также их удобство.
Затраты на свой автомобиль
Инфляция и недостаток предложения авто заставляет усомниться в известном тезисе, что «автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения». Стоимость владения авто определяется с учетом следующих критериев.
- Амортизация, то есть ежегодное снижение стоимости. С учетом темпов инфляции в России цена авто снижается небыстро. Даже после пяти лет эксплуатации авто продается с небольшим дисконтом от первоначальной цены. Однако нужно помнить, что купить новую машину из-за роста цен также будет сложнее. Да и купить первую машину дешево, особенно новую, нереально.
- Расходы на топливо. Стоимость бензина стремительно увеличивается. Достаточно затратным получается даже использование АИ-92.
- Расходы на обслуживание. Покупатели новых машин проводят техническое обслуживание у официальных дилеров. Оно существенно дороже, чем в автомобильных сервисах. Даже при безупречной езде избежать расходов на обслуживание не удастся: раз в 10 000 километров нужно поменять масло (а некоторые делают это даже чаще), со временем стираются тормозные колодки — их тоже нужно менять. А ведь еще могут быть непредвиденные траты вроде поломки коробки передач.
- Транспортный налог. Ежегодный обязательный платеж в пользу государства за владение собственным транспортом. Варьируется в зависимости от мощности двигателя (количества лошадиных сил), а также дороговизны автомобиля. Так, за авто стоимостью от 5 до 10 миллионов рублей придется заплатить двойной транспортный налог.
- Штрафы. Даже при идеальной езде как по городу, так и на трассе водитель может получить штраф. Это могут быть банальные превышение скорости или непристегнутый ремень, а может быть что-то более серьезное, к примеру, обгон в неположенном месте.
- Парковка. Этот критерий применим для жителей мегаполисов, где парковка в центральной части города и иных популярных местах оплачивается. Особенно существенной статьей расходов парковка является для жителей Москвы и Санкт-Петербурга: в Москве тариф достигает 400 рублей в час. В регионах ситуация более лояльная: цены редко превышают 100 рублей за час.
- Страховка. В России больше десяти лет действует обязательное страхование автогражданской ответственности, а значит, полис ОСАГО нужно приобрести в любом случае. При его отсутствии собственник транспорта может быть привлечен к административной ответственности.
- Мойка. В среднем машину моют дважды в месяц, а цена мойки составляет 500 рублей. Эта процедура необязательная, но большинство автомобилистов к ней прибегают, поэтому стоит ее учитывать.
Вам не придется затягивать с покупкой машины, если вы возьмете автокредит в Совкомбанке. С его помощью можно купить новое или подержанное авто. Выберите подходящую программу и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас!
Пример расчета затрат на личное авто
В обществе устоялось мнение о том, что машину необходимо менять раз в пять лет. Поэтому стоимость владения личным авто за данный период мы и определим.
- Марка авто — бюджетная иномарка Hyundai Solaris по цене 1 086 000 рублей.
- Амортизация за 5 лет — примерно 300 000 рублей, или 60 000 рублей в год. То есть мы предполагаем, что через 5 лет авто удастся продать примерно за 800 000 рублей.
- Расходы на топливо. Даже АИ-92 перестал быть выгодным: по состоянию на 21 февраля 2022 года цена составляет 46,9 рублей за литр. При ежегодном пробеге в 15 000 километров расходы на топливо будут составлять 46 322, а с учетом инфляции за 5 лет эту сумму уместно определить на уровне 270 000, или 54 000 в год.
- Расходы на обслуживание. При пробеге 75 000 километров за 5 лет вы обязательно 7 раз поменяете масло, а еще пройдете несколько ТО по цене 1015 тысяч рублей. Итого на обслуживание стоит заложить 125 000 рублей за 5 лет, или 25 000 рублей ежегодно.
- Транспортный налог. Для примера возьмем не столичный регион. В Татарстане для «Хенде Солярис» с двигателем в 123 лошадиных силы в 2021 году транспортный налог составит 4300 рублей. Учитывая возможность повышения налогов, предлагаем взять общий размер налога 25 000, или 5 000 в год.
- Штрафы и парковку мы предлагаем объединить. Показатели зависят от стиля вождения, исходим из 75 000 рублей за 5 лет, или 15 000 рублей в год.
- Страховка. ОСАГО зависит от стажа владения, отсутствия аварий. Возьмем в качестве ориентира 65 000 за 5 лет, или 13 000 рублей в год.
- Расходы на мойку в год составят 60 000 рублей за 5 лет, или 12 000 рублей в год.
За 5 лет стоимость владения «Хенде Солярис» составит 920 000 рублей, или 184 000 рублей в год. Сумма приблизительная, слишком от многих факторов зависит. Также данный расчет не учитывает кредитование, поскольку условия по нему индивидуальны.
Если взять кредит по ставке 11% на сумму 400 000 рублей сроком на 5 лет, переплата составит 121 000 рублей.
Затраты на каршеринг
Стоимость зависит от тарифного плана (поминутный, почасовой, посуточный), а также обстоятельств конкретной поездки. Глядя на тариф от 5 рублей в минуту, многим может показаться, что краткосрочная аренда чрезвычайно выгодна, ведь в этот тариф включаются мойка, бензин и парковка. Однако на деле стоит учитывать наличие дополнительных временны́х затрат, а именно времени на:
- простой на светофорах и в пробках;
- поиск места для парковки.
Также стоит учитывать, что в ходе постоянного использования каршеринга возможны дорожно-транспортные происшествия. Причем у большинства каршеринговых компаний установлена франшиза, которую нужно будет уплатить независимо от характера повреждений транспортного средства.
Еще один риск — наличие повреждений, которые возникли по вине прежних арендаторов авто. Поэтому важно проверять состояние авто перед началом аренды. С учетом всех данных нюансов среднюю стоимость каршеринга стоит рассчитывать как 20 рублей за один километр (не за минуту!).
За 15 000 км в год придется заплатить 300 000 рублей.
Стоимость получается выше, чем у машины, но это только при условии, если вам действительно нужно ездить эти 15 000 км. Многим людям требуется куда меньше перемещений, значит, и платить они будут меньше.
Траты на такси
Такси — транспорт, выгодный с точки зрения временны́х затрат. Для него в городах предоставляют выделенную полосу, с помощью которой таксисты могут объехать любые пробки. Также вам не приходится водить, в машине можно заниматься полезными личными делами. Опять же, не нужно задумываться над обслуживанием, парковкой, налогами, снижением амортизационной стоимости, штрафами и прочими расходами. Данную услугу можно заказать в мобильном приложении вроде «Яндекс Go» буквально в пару кликов.
Из негативных моментов можно выделить дороговизну, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, в период высокого спроса: рано утром, когда нужно поехать на работу, и поздно вечером, когда люди возвращаются с работы. Также иногда могут возникнуть трудности с подачей машины, особенно за городом.
Стоимость уместно рассчитывать применительно к регионам, поскольку в Москве стоимость одного километра будет сильно дороже, а в регионах заказать машину можно дешево. Исходим из того, что средняя стоимость километра в российском регионе составит 25 рублей.
За 15 000 километров в год придется заплатить 375 000 рублей.
Фактически такой километраж не потребуется, поскольку иногда людям проще пользоваться общественным транспортом. Причем не только из-за денег, но и исходя из временны́х затрат. К тому же за поездки на такси можно получить солидный кешбэк.
Подписка
Альтернативный вариант перемещений — подписка, которую предлагают некоторые автомобильные бренды. Вы ежемесячно уплачиваете сумму за подписку, в которую включены не только владение автомобилем, но и ТО, и смена резины. Однако за горючее придется платить самостоятельно. Еще есть определенные ограничения по перемещениям, к примеру, за рубеж, а также по максимальному пробегу.
Учитывая данные моменты, автомобиль по подписке не выглядит вариантом, выгодным для множества людей.
Плюсы и минусы каждого из вариантов в бытовом плане
Способ перемещения | Плюсы | Минусы |
Личный автомобиль |
|
|
Каршеринг |
|
|
Такси |
|
|
Вывод
Выбор между краткосрочной арендой, личным автомобилем и такси зависит от ваших потребностей. Сравнивать объективно невозможно. Если вам ежедневно нужно ездить по 100 километров, то личный транспорт — безальтернативен. Если машина нужна эпизодически, то хорошо рассмотреть такси или аренду: они выгоднее, чем траты на машину за год.
Я, хотя и имею водительское удостоверение, водить не люблю. Учитывая, что я не проживаю в Москве или Санкт-Петербурге, оптимальный вариант для меня — такси.