Баннер
Бизнесу

Мама, я – бизнесмен: как открыть ИП

Андрей Василенко
/ 22 сентября 09:00
13 мин.

Людям свойственно искать ниши, которые существенно повысят уровень жизни. Кто-то выбирает престижную и высокооплачиваемую работу, а учителям уже давно рекомендовали идти за деньгами в бизнес. Давайте посмотрим, трудно ли стать предпринимателем.

как открыть ИП
Быть индивидуальным предпринимателем могут быть иностранцы

Индивидуальный предприниматель – это физлицо (не только гражданин РФ), занимающееся предпринимательской деятельностью и имеющее соответствующую регистрацию. 

Без регистрации заслуги и труды предпринимателя, пусть речь идет о социальных проектах или инициативах, считаются незаконными. За это могут оштрафовать или привлечь к уголовной ответственности.

Перед тем, как зарегистрироваться в качестве ИП, запомните, что предприниматель отвечает по взятым обязательствам личным имуществом. Объясняется это тем, что гражданин при регистрации ИП не теряет статус физлица.

ИП подойдет вам, если:

  • доход от частной деятельности приносит более 2,4 млн рублей;
  • деятельность связана с оформлением сотрудников, перепродажей товаров;
  • нет планов по расширению оборотов деятельности через привлечение партнеров или инвесторов;
  • не хотите в будущем продавать бизнес.

С чего начинается процедура открытия ИП

Прежде всего у вас должно появиться желание работать на себя и видение, как это сделать. Это предполагает, что вы знаете, в какой сфере и как работать. 

Желательно заранее предусмотреть, будете ли вы нанимать сотрудников, нужен ли интернет-магазин, найти поставщиков. С ними не обязательно сразу договариваться о поставке товаров. Достаточно просто знать, как выйти на них. 

Также заранее изучите, понадобиться ли вашему бизнесу лицензия. Для этого просто поищите в интернете, например, «нужна ли ИП лицензия на продажу фруктов».

Мы также рекомендуем узнать, может ли ИП вести деятельность в конкретной сфере. Часть видов деятельности доступна только юридическим лицам, например, авиаперевозки, деятельность ломбардов или изготовление оружия и их частей. Вести бизнес в банковской или страховой сферах тоже могут лишь юрлица.

С судимостью запретов на открытие ИП нет. Однако с ней не получится:

  • открыть туристические и детские лагеря, горные турбазы;
  • вести врачебную или стоматологическую практику, открыть медцентр;
  • открыть кинозал.

Перечня сфер, где человеку запрещено работать как ИП, нет. Придется изучать законодательство, регулирующее выбранную отрасль.

Подбираем ОКВЭД

Когда ограничений на работу в качестве ИП нет, то можно подбирать вид деятельности. Для любого из них в ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности) предусмотрен числовой код. Можно подобрать занятие на любой вкус.

Выбор налогового режима сильно влияет на объем прибыли
налоговые режимы

В дальнейшем это понадобится налоговой, чтобы определить, какую работу ведут предприниматели и какая деятельность приносит основные доходы. К тому же для некоторых видов экономической деятельности полагаются льготы. Выбор кода влияет и на режимы налогообложения и масштабы бухгалтерской и налоговой отчетности.

Сразу при регистрации ИП можно указать несколько ОКВЭД. Но все равно нужно выбрать основной. При желании позднее вы расширите или сократите этот список. Главное, вовремя об этом сообщить в ИФНС, в которой предприниматель стоит на учете. Если этого не выполнить, бизнесмена ждет штраф, сумма достигает 10 тысяч рублей.

Выбираем налоговый режим с умом

Индивидуальные предприниматели имеют ряд послаблений, в отличие от юрлиц. Поэтому определите, к какой системе налогообложения привести бизнес. В России насчитывается 6 режимов:

  • УСН – упрощенная система налогообложения, она же – упрощенка;
  • ПСН – патентная система налогообложения;
  • ЕСХН – единый сельхозналог;
  • НДП – налог на профессиональный доход;
  • ОСНО – общая система налогообложения;
  • АУСН – автоматизированная упрощенная система налогообложения.

Для удобства выбора системы сравните основные аспекты налоговых систем в таблице.

ВИД НС

Условия работы

Налоговые и иные отчисления

УСН – популярна среди предпринимателей и представителей малого бизнеса

100 и меньше сотрудников и доход ниже 164,4 млн рублей в год

Предприниматель платит 6% от доходов или 15% с разницы «доходы минус расходы»

Отчисления в ПФР и ФФОМС делает за себя и сотрудников

У предпринимателя 101-130 сотрудников и доходы не превышают 219,2 млн рублей в год

8% от доходов или 20% с разницы «доходы минус расходы»*

ПСН – дешевле УСН, но распространяется всего на 80 различных видов деятельности

У предпринимателя работают до 15 человек, а доход не выше 60 млн рублей. Может использоваться на 1-12 месяцев

Для новых предпринимателей на ПСН до конца 2023 года действуют налоговые каникулы с нулевой ставкой

Необходимо платить страховые взносы

ЕСХН**

Пользоваться могут только предприниматели, получающие более 70% доходов от выращивания сельскохозяйственных культур и продажи сельхоз продукции

Оплачивается 6% с разницы «доходы минус расходы»

НПД

У предпринимателя нет сотрудников, а доходы не превышают 2,4 млн рублей в год. Запрещается перепродажа товаров и агентская деятельность

4% с доходов уплачивается, если работа ведется с физлицами, 6% – с юридическими.

ОСНО – самая сложная система с наибольшей отчетностью и полноценным бухучетом

Нет ограничений по числу сотрудников и уровню дохода

Платятся все налоги и производятся все виды отчислений

АУСН*** – действует с начала второго полугодия 2022 года в 4 регионах: Москве и Московской области, Татарстане и Калужской области

Не более 5 сотрудников, а годовой доход не превышает 60 млн рублей

8% с доходов и 20% с разницы «доходы минус расходы»

Взносы за себя и сотрудников отменены

 

*Выбор вида УСН зависит от деятельности, которую ведет предприниматель. Например, процент с дохода больше подходит тем, у кого минимальные расходы, или существуют сложности с их подтверждением. 

На него стоит обратить внимание тем, кто занимается консультированием по различным вопросам: юридические конторы, маркетинговые агентства, риелторы. «Доходы минус расходы» идеальны для бизнеса, деятельность которого сопряжена с постоянными расходами. Их нужно подтверждать. 

Такой режим удобен тем, кто постоянно перепродает товары или имеет собственное производство, расходные материалы или сырье для которого покупают у других организаций.

Имейте в виду, когда ваш годовой доход превысит отметку в 219,2 млн рублей, пользоваться упрощенкой будет невозможно.

**Предпринимателям на ЕСХН разрешено не пользоваться онлайн-кассами на рынках и ярмарках, если их площадь не превышает 15 кв.м.

*** Автоматический расчет налогов проводится ежемесячно. Для этого анализируют поступления в онлайн-кассы и банковские счета. При поступлении наличного платежа данные о них вносит сам предприниматель. Пока доступна только для новых предпринимателей.

Добавим, что предприниматель может пользоваться несколькими налоговыми режимами одновременно. В частности, отлично сочетается УСН и ПСН. 

Перейти на патент можно, например, по одному ОКВЭД, где есть такая возможность. Однако совмещать два вида УСН: «доходы» и «доходы минус расходы» не получится, так как они в одной налоговой системе. Она распространяется на всю деятельность организации, а не на конкретную деятельность.

Не хотите нанимать бухгалтера в штат, а сами не справляетесь с налоговой отчетностью? У клиентов Совкомбанка есть простой выход из такой ситуации — онлайн-отчетность в ФНС.

как считать налоги
Перед открытием бизнеса посчитайте, в каком налоговом режиме вам будет удобнее работать

Собираем документы для регистрации ИП и выбираем, как это сделать

Итак, мы определили вид деятельности и то, в какой налоговой системе работать. Теперь предстоит собрать документы и зарегистрироваться. Это можно сделать несколькими путями:

  • сделать все самостоятельно;
  • обратиться в банк;
  • попросить помощи у юристов;
  • обратиться к нотариусу.

Наименее затратно сделать все самому или обратиться в банк. На сегодня открытие ИП через банковские сервисы – наиболее простой и удобный способ. На сайте банков есть разделы для бизнеса, где можно скачать все документы и открыть счет.

Удобный сервис Совкомбанка позволяет ИП получить заявление о регистрации, заявление о применении УСН и инструкции по оплате государственной пошлины.

Обращаясь к юристам, вы оберегаете себя от ошибок при сборе или оформлении документов. Однако вы увидите, что это не так сложно, как кажется. К нотариусу вовсе придется прийти 2 раза. 

Повторный поход нужен, чтобы забрать свидетельство о регистрации вас в качестве ИП. К тому же стоимость услуг этих специалистов сильно разнится от города к городу.

Для регистрации ИП нужен пакет бумаг:

  • квитанция об оплате госпошлины (800 рублей);
  • заявление о регистрации ИП по форме №Р21001;
  • копия паспорта;
  • копия свидетельства ИНН.

Рекомендуем с этими бумагами сразу подготовить уведомление о применении специального налогового режима по форме № 26.2-1 в двух экземплярах. Его не обязательно подавать сразу. Сделать это можно в течение 30 дней с даты регистрации ИП. 

Но если потом забудете это сделать, то автоматически станете работать в рамках ОСНО. А здесь и повышенные налоги, и сложное ведение бухгалтерии. 

Для регистрации документы можно подать через сайт ФНС или портал «Госуслуги». Этот способ недоступен, если у заявителя нет квалифицированной электронной подписи. Получить ее можно только в налоговой.

Другой путь – отнести бумаги в налоговую или в МФЦ лично. Там же у вас проверят, правильно ли собраны и оформлены все бумаги. К тому же в МФЦ не нужно платить госпошлину и не потребуется электронная подпись.

Документ, подтверждающий, что вы ИП, в случае правильного заполнения бумаг придет уже через 3 рабочих дня на электронную почту. От бумажных справок налоговая отказалась.

регистрация индивидуального предпринимателя
Чтобы узнать, стали ли вы ИП, проверяйте электронную почту

После регистрации налоговая самостоятельно передаст сведения о новом ИП в ПФР и ФФОМС. Вскоре придет электронное письмо о регистрации в этих фондах. Чтобы у вас могли работать люди, придется зарегистрироваться в Фонде социального страхования. Сделать это нужно не позднее 30 дней с момента оформления первого сотрудника.

Не хватает денег, чтобы пополнить оборотные средства или исполнить контракты? «Легкий кредит» от Совкомбанка поможет решить эти проблемы. Оформите с пятикратной выгодой в несколько кликов до 5 млн рублей и с оценкой кредитоспособности до 5 минут.

Еще траты                                          

Если зарегистрироваться как ИП можно бесплатно, то в начале работы, без учета закупки оборудования или расходных материалов, могут появиться новые расходы.

Дополнительные траты складываются из:

  • покупки лицензии (при необходимости для конкретного вида деятельности) – 7 500 рублей;
  • заказа печати (не обязательное условие) – минимум 400 рублей;
  • открытия расчетного счета (нужен, когда цена одного договора больше 100 тысяч рублей);
  • заказа кассовой техники – 10-30 тысяч рублей;
  • регистрации кассовой техники;
  • работы оператора фискальных данных (посредник между предпринимателем и налоговой) – более 3000 рублей в год;
  • оформления квалифицированной электронной подписи (необходима при работе с системами маркировки) – 1400-3000 рублей.

Отдельные предприниматели работают без этого, но приходится соответствовать множеству условий. Все же расходы на кассовый аппарат предпринимателю лучше предусмотреть заранее. 

Эта лишь малая часть хлопот, с которыми столкнется бизнесмен. До полной отладки всех процессов придется уделять делу слишком много времени. Имейте это в виду и заранее взвесьте все за и против в вопросе организации бизнеса. Помните, что за свой бизнес индивидуальный предприниматель отвечает имуществом, а за нарушения полагаются штрафы.

Оценивайте риски и начинайте собственное успешное дело! 

 

Андрей Василенко
Андрей Василенко
Пишу о бизнесе, рассказываю о подводных камнях и делюсь лайфхаками. Уверен - быть предпринимателем проще, чем кажется.
Баннер