Баннер
ESG

Что такое нефинансовая отчетность

Анастасия Уминская
/ 4 октября 18:30
9 мин.
Текст изменился / 10 октября 2022

Устойчивое развитие и ESG — термины, ставшие довольно известными в России за последние несколько лет.

Закон о концепции развития публичной нефинансовой отчетности в России
Банк России выпустил рекомендации о развитии публичной нефинансовой отчетности для компаний

Крупные международные корпорации давно активно внедряют эти стандарты, а концепция развития публичной нефинансовой отчетности набирает популярность и в РФ. Расскажем в статье, что в нее входит.

19 июля 2021 года Банк России выпустил соответствующее письмо. В нем содержатся рекомендации для компаний по развитию публичной нефинансовой отчетности. Там же прописаны ее стандарты, стратегии и цели.

Что нужно понимать про нефинансовую отчетность в России:

  • Регулятор выпустил рекомендацию, законом она не считается. То есть компания может заниматься устойчивым развитием, а может этого и не делать. Никаких обязательств по предоставлению публичной нефинансовой отчетности в России нет.
  • Рекомендации предназначены, прежде всего, для публичных компаний. То есть тех, чьи акции продаются на бирже или внебиржевых торгах.
  • Целью концепции развития публичной нефинансовой отчетности обозначено «ответственное инвестирование». Предполагается, что более «этичные» компании будут привлекательнее для инвесторов.

Что такое устойчивое развитие: история вопроса

Термин ESG появился в 2004 году и был введен в оборот после соответствующего доклада ООН. Аббревиатура расшифровывается так: environment — окружающая среда, social — социальное развитие и governance — корпоративное управление.

Развитие ESG в России через публичную нефинансовую отчетность
Стандарты ESG: забота об окружающей среде, обществе и ответственное корпоративное управление

Чтобы соответствовать стандартам ESG, компания должна как минимум:

  • сократить вредные выбросы и не портить окружающую среду;
  • не оказывать негативное влияние на социум – например, не использовать детский и рабский труд;улучшать качество управления. Сюда входит и повышение стандартов менеджмента, и забота о сотрудниках.

Продвигают концепцию устойчивого развития крупные институциональные инвесторы: международные банки, фонды и т.д. В некоторых странах компании, отвечающие ESG-стандартам, получают и административные преференции.

При этом единых метрик в мире до сих пор не существует. То есть компания предоставляет публичную нефинансовую отчетность и декларирует приверженность принципам ESG. А дальше эти показатели анализируются составителями рейтингов.

Этим занимаются инвестиционные и аналитические центры. Их очень много, а критерии оценки сильно разнятся. За счет этого одна и та же компания может входить в десяток разных списков и в каждом из них иметь свой рейтинг.

Например, у печально известной компании Solvay был высокий ESG-рейтинг по версии MSCI. А в Sustainalytics ей же присвоили средний рейтинг. Позже стало известно, что компания сливает отходы производства в море.

Несмотря на размытые стандарты, к ESG приковано внимание инвесторов. А крупные компании занимаются концепцией развития публичной нефинансовой отчетности.

Все дело в том, что ESG оказывает серьезное влияние на фондовый рынок. Институциональные инвесторы контролируют значительные объемы денег, и они же занимаются продвижением ESG-повестки. Их инвестиционные решения могут как серьезно увеличить цены на акции «этичных» компаний, так и обвалить капитализацию тех, кто игнорирует принципы ESG.

Например, Goldman Sachs и Citigroup не инвестируют в добычу энергоресурсов в Арктике. А пенсионный фонд Нью-Йорка перестал финансировать нефтегазовые компании.

Противоположный пример — Tesla. С момента публичного размещения акций в 2010 году компания была убыточной 10 лет. Только в 2020 году самый дорогой автопроизводитель в мире показал хоть какую-то прибыль. Но за счет колоссальных инвестиций акции Tesla росли, и компания без проблем привлекала финансирование.

Что такое ESG — расшифровка понятия, критерии, принципы

Отчетность по устойчивому развитию

 Показатели и стандарты нефинансовой отчетности в России для компаний
Принципы по созданию нефинансовой отчетности для публичных компаний

Вернемся к рекомендациям Банка России. Согласно концепции развития публичной нефинансовой отчетности, компаниям предлагается следовать четырем правилам.

  • Отчетность должна раскрываться за последние 12 месяцев. Рекомендуется делать это за период с 1 января по 31 декабря. Но возможны и другие даты отчетного года.
  • Компании будут сами определять, в каком формате раскрывать публичную нефинансовую отчетность. Размещать ее регулятор предлагает в интернете на странице компании. 
  • Задачу по утверждению публичной нефинансовой отчетности стоит возложить на совет директоров.
  • Доступ к отчету публичным компаниям рекомендовано предоставлять на три года с момента публикации.

Что должно содержаться в нефинансовой отчетности

Банк России сформулировал основные принципы отчета по ESG и объяснил, что конкретно должно содержаться в документе.

Российским компаниям предлагается публиковать:

  • информацию о бизнес-модели;
  • собственно стратегию устойчивого развития;
  • сведения о корпоративных процессах и принципах управления;
  • задачи и принципы устойчивого развития, которые ставились и которых удалось достичь;
  • нефинансовые показатели эффективности организации;
  • любые вопросы, связанные с деятельностью в области ESG.

К последним по большей части относятся социальные цели и задачи. То есть компания в публичной нефинансовой отчетности может рассказать об уважительном отношении к сотрудникам, противодействии коррупции, собственных экологических проектах и т.д.

Если ваш бизнес нуждается в дополнительном финансировании, обратитесь в Совкомбанк. 

Если ваш бизнес нуждается в дополнительном финансировании, возьмите кредит. Совкомбанк предлагает «Легкий кредит», «Программы с господдержкой», «Банковские гарантии», «Кредитная линия» и «Овердрафт». Выберите удобный вариант и оставьте заявку на сайте.

В четвертом разделе рекомендаций регулятор описал и основные методические требования к предоставляемой информации. Компании, желающие раскрывать публичную нефинансовую отчетность, могут взять их на вооружение. Всего этих принципов пять.

  • Простота и объективность

В отчетах нужно стараться пользоваться простым языком, избегать сложных терминов. А если без них нельзя обойтись, то их стоит пояснять в отдельном словаре. При составлении нефинансовой отчетности нужно избегать оценочных суждений и руководствоваться фактами.

  • Полнота и достаточность

Регулятор призывает компании к открытости. То есть в публичной нефинансовой отчетности должны присутствовать все факты. Основная цель этого документа — раскрыть всю полноту воздействия отдельной компании на экологию, социальную сферу и т.д.

  • Долгосрочное планирование

В концепции развития публичной нефинансовой отчетности предусмотрен стратегический и комплексный взгляд на экологические и социальные проблемы. То есть компаниям предлагается разработать долгосрочный план действий в этой сфере. Им стоит прописать цели, способы их достижения и определить сроки.

  • Доступность

Публичную нефинансовую отчетность рекомендуется доносить до всех заинтересованных лиц. В их число входят не только инвесторы и акционеры, но и все гражданское общество.

  • Последовательность и сопоставимость

Регулятор считает непоследовательной смену методологии или упущение какой-то метрики в отчетности. То есть если первое сменилось, а второе стало неважным, то в документе необходимо это как-то обосновать для читателей. Что касается сопоставимости, то информация из публичной нефинансовой отчетности не должна противоречить другим данным о компании.

Выводы

 Публичная нефинансовая отчетность нуждается в новых законах
У устойчивого развития в России неоднозначные перспективы

Концепция развития публичной нефинансовой отчетности в России не вызвала особенно бурного обсуждения. Причины понятны: регулятор в данном случае пользуется «мягким правом». То есть рекомендует и объясняет, но ничего не навязывает.

Однако дополнительной мотивации создавать публичную нефинансовую отчетность это не добавляет. Компании, которые хотели привлекать инвесторов через ESG-повестку, делали это и раньше.

Так, Совкомбанк предлагает различные инструменты ответственного финансирования и формирует «окно возможностей» для своих клиентов. Например, банк участвует в государственной программе льготных кредитов для фермеров.

Совкомбанк, являясь системно значимой финансовой организацией, участвует в Программе 1528. Любой фермер может подать заявку на получение льготного кредита, оставив обращение на сайте. Это займет не более минуты: укажите ФИО, номер телефона, и менеджер банка свяжется с вами для уточнения всех деталей. Оформляйте льготный кредит в Совкомбанке прямо сейчас и расширяйте свое производство, открывайте новые направления, масштабируйте рынки сбыта, получив необходимую сумму под минимальный процент.

Оформить кредит

Сами критерии и требования к нефинансовой отчетности выглядят размыто. Кроме того, санкций за предоставление недостоверной информации не предусмотрено.

 

 

 

Хотите узнавать о новых публикациях, не заходя на сайт?

Подписывайтесь на анонсы в телеграме
banner image
Анастасия Уминская
Анастасия Уминская
Делать нужно то, что любишь. Я люблю деньги, поэтому пишу о них, личном бюджете и экономике.
Баннер