Баннер
Глоссарий

Что такое Болонская система, чем обернется отказ от нее и какие есть альтернативы

Артур Сафин
/ 21 июня 14:06
8 мин.
Текст изменился / 15 августа 2022

В последние десятилетия формат учебы в высшей школы изменился: отказались от специалитета в пользу бакалавров и магистров. Однако в 2022 году все снова хотят переиграть. Каким будет отказ от Болонского процесса и чем грозит студентам?

Как появилась Болонская система образования
Единые стандарты образования в Европе зародились в 1999 году и остаются востребованными. По состоянию на 2022 год, Болонского процесса придерживаются 46 государств

Удивительно, но факт: многие граждане России до сих пор ностальгируют по советской системе образования! Есть общепринятое мнение, что образовательную систему СССР отличали фундаментальность и качество.

Однако на протяжении последних десятилетий система образования России шла по пути интеграции с европейскими странами, в том числе в части соответствия Болонской системе образования. Что это за система и к чему может привести отказ от нее в 2022 году?

Что такое Болонская система образования

Болонская система высшего образования — это система единых стандартов обучения, которая объединяет ВУЗы разных государств. Название связано с университетом Болоньи, где в 1999 году 29 европейских стран подписали соглашение о создании единых образовательных стандартов. В 2000-ых и 2010-ых количество стран, присоединившихся к соглашению стремительно множилось. В 2003 году присоединилась к Болонскому процессу и Россия. 

Кстати, именно в итальянской Болонье в 50-х годах прошлого века разработали популярную болоньевую ткань. Куртки из этой ткани носили, пожалуй, едва ли не все жители позднего СССР.

По состоянию на 2022 год число участников Болонской системы насчитывает 46 государств. Среди европейских стран не интегрировались в образовательный процесс только Монако и Сан-Марино.

Образовательный процесс в рамках Болонской системы разделен на три ступени: 

  • бакалавриат (четыре года в вузе); 
  • магистратура (еще 2 года);
  • аспирантура – докторантура (еще 3-4 года).

Также в числе принципов Болонского процесса — поощрение академической мобильности. Предполагается, что студенты всегда смогут активно перемещаться на стажировки в другие страны.

Впрочем, стажировка — еще не работа, а вот оформление самозанятости в России всегда позволит легально заниматься любимым делом, особенно если специальность подразумевает возможность работы на себя.

Но вернемся к Болонской система. Она поощряет выбор любой другой специальности, отличной от первоначальной, для обучения в магистратуре и аспирантуре. 

К примеру, человек может получить базовое образование в сфере юриспруденции, а магистратуру окончить по направлению менеджмента.  

Обучение проходит в модульном формате — каждый учебный год делится на четыре модуля, а не на два семестра, как в советской высшей школе. Оценивают учащихся с помощью кредитов: каждый предмет стоит определенное количество кредитов, в зависимости от сложности.

Ну и главный постулат Болонской системы образования – выдача приложений к дипломам установленного образца. Он предполагает взаимное признание таких образовательных документов странами-участницами Болонского процесса. Делается это в том числе для того, чтобы выпускники всегда могли найти работу по специальности за рубежом без необходимости в переподготовке.

Плюсы и минусы Болонской системы

Плюсы Болонской системы следующие:

  • Гибкость. Завершить обучение в бакалавриате можно по одной специальности, в магистратуре — по другой, в аспирантуре — по третьей. Это позволяет человеку исправить ошибку, связанную, возможно, с поспешным выбором специальности на одном из этапов обучения. Каждый учащийся, таким образом, может стать специалистом более широкого профиля, поскольку получит знания из разных дисциплин.

Многие с недоверием воспринимают юриста, который окончил, к примеру, только магистратуру, однако в действительности такой юрист может успешно практиковать. Первый курс магистратуры предполагает наличие базовых дисциплин, чтобы те, кто не оканчивал бакалавриат, могли вникнуть в основы права. Да и практика помогает восполнить теоретические пробелы.

  • Мобильность. Завершить бакалавриат можно в одной стране, магистратуру — в другой. Можно проходить различные программы стажировки, и так познать принципы обучения и культуру другого государства.
  • Вариативность. В Болонской системе есть дисциплины по выбору, когда человек осознанно решает, что именно ему интересно.

К примеру, в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» есть «МАГОЛЕГО» или дисциплины по выбору, когда студент магистратуры в дополнение к обязательной программе может выбрать любой из десятка представленных общеуниверситетских курсов.

Преимущества Болонской системы образования
Среди достоинств Болонского процесса мобильность обучающихся, вариативность образовательных дисциплин, гибкость учебного процесса

Среди минусов Болонской системы образования выделяются:

  • Необходимость самостоятельной работы. Результат в значительной мере зависит от ответственности студента. Количество аудиторных часов (лекции и семинары) сокращается, а вот время на самостоятельное изучение дисциплины увеличивается. Ответственность проявляется не всегда, качество обучения падает.
  • Бакалавр недоучившийся специалист. Вместо пяти лет обучения студенты обучаются четыре года для получения степени бакалавра, и еще два года, то есть всего шесть лет, для степени магистра. Выпускник-бакалавр на рынке труда часто воспринимается как получатель «неоконченного высшего». Преподаватели порой настойчиво рекомендуют пойти в магистратуру, «чтобы доучиться».

Когда и почему планируют отменить Болонскую систему

С инициативой об отказе России от Болонской системы в мае 2022 года выступил депутат Госдумы России Петр Толстой.

Среди причин отказа от европейских образовательных стандартов в том числе назывались снижение качества обучения, утечка талантливых и подготовленных кадров за рубеж, а также непревзойденность советской высшей школы.

В начале июня глава Минобрнауки России Валерий Фальков рассказал, что полного отказа от Болонской системы образования не будет. Бакалавриат и магистратура сохранятся, но усилится исторически более привычный и понятный специалитет. В России планируют создать собственную уникальную образовательную систему, которая учтет и накопленный опыт последних десятилетий, и советское наследие.

Чем отказ чреват для учащихся и студентов

Прежде всего стоит понять, что одномоментного отказа не будет. Процесс выхода из прежнего формата и перестройка образовательного процесса могут занять годы. Как минимум в 2022 и 2023 годах студенты продолжат поступать на бакалавриат и в магистратуру.

Резкий выход и трансформация образовательного процесса создали бы проблемы для высших учебных заведений РФ: вузам снова пришлось бы перестраивать учебные планы, программы дисциплин, а это процесс трудоемкий и времязатратный.

Последствия отказа без конкретных решений сложно конкретизировать. Однако если повсеместно усилится роль специалитета, а бакалавриат и магистратура практически не будут использоваться, то это будет грозить проблемами с академической мобильностью. Возможно, дипломы студентов из России перестанут признавать в странах-участниках Болонского процесса, и для работы по специальности придется проходить переподготовку или получать профессиональное образование заново.

Молодые специалисты чаще будут оставаться в России, следуя русской пословице «Где родился — там и пригодился». Тем более что сегодня для легального заработка даже не требуется создание юридического лица — достаточно оформить самозанятость, а оборотный капитал взять в кредит у банка.

Совкомбанк доверяет тем, кто самостоятельно строит свою жизнь. Заполните заявку на кредит для самозанятых от 6,9%, чтобы расширить и развить свое дело.

Также отказ может еще больше усилить негативное восприятие выпускников-бакалавров как «недоучившихся специалистов».  

отказ от Болонской системы образования
Отказ от Болонского процесса не означает, что изменения произойдут в одночасье, однако в перспективе восприятие бакалавров как людей с «неоконченным высшим» может усилиться

Какие есть альтернативы Болонской системы

Альтернатива заключается в создании в России своей уникальной образовательной системы, которая будет привлекательна не только для будущих отечественных специалистов, но и для иностранных студентов.

Согласно данным Минобрнауки РФ, количество студентов из других государств в российских вузах в 2021 году составило 324 тысячи человек. Внушительно, но с учетом общего количества студентов число зарубежных обучающихся составляет примерно 8%. Хочется верить, что эта цифра с учетом позитивных изменений в ближайшем будущем станет больше.

Баннер
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Хотите лучше управлять деньгами и постичь финансовый дзен?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
banner image
Артур Сафин
Артур Сафин
Пишу о финансах, экономике и инвестициях. Надеюсь, вместе мы покажем результаты уровня Уоррена Баффета.
Баннер