Баннер
Сбережения

Продам волшебный меч, дорого: можно ли превратить игровые деньги в реальные

Ольга Романова
/ 25 ноября 2021 17:10
12 мин.
Текст изменился / 7 декабря 2023

Компьютерные игры давно перестали быть несерьезным развлечением. Ими увлечены как школьники, так и офисные работники. Еще один плюс – на этом можно зарабатывать, причем недетские деньги. Расскажем, как устроена виртуальная экономика.

игры онлайн
Онлайн-развлечения выходят на новый уровень

Почему в играх появилась экономика

«Вся наша жизнь – игра» – классик еще никогда не был так близок к реальности, ведь на сегодняшний день число геймеров перевалило за 3 млрд людей по всему миру. И с каждым годом их количество растет. Неудивительно, что в индустрии вращаются огромные деньги, исчисляемые сотнями миллиардов долларов.

Откуда взялась онлайн-валюта? Вспомним цель любой игры – заработать как можно больше очков и опередить соперника. При этом онлайн-мир отчасти копирует нашу обычную жизнь.

Предоставить возможность виртуальному персонажу заработать и купить – лучший способ мотивировать и поощрять людей проходить сюжет дальше.

Экономические отношения внутри вымышленного мира чем-то напоминают наши ежедневные траты, разве что за продуктами ходить не нужно.

Все началось с простого: сначала участники могли покупать предметы (артефакты) в обмен на заработанные виртуальные средства внутри одной площадки. Но прогресс не стоит на месте: количество игр увеличивается ежегодно, и разработчики в условиях конкуренции придумывают новые «фишки» для привлечения аудитории – сюжеты, персонажей и, конечно, внутриигровой рынок со своей монетной системой и товарами. Так капитализм из реального мира пришел в виртуальный.

Пользователи тоже внесли свой вклад. Сюжеты настолько захватывают интерес и подогревают азарт, что появились особые «купцы», которые готовы продать артефакты, золото, персонажей, свой особо ценный аккаунт и даже пройти сюжет за тебя, – и все это за вполне реальные деньги.

Иными словами, они сделают все, чтобы прокачать игрока, т. е. повысить его уровень. Так игра превратилась в настоящий бизнес, который проходит мимо разработчиков.   

Чтобы не переживать о личных накоплениях, позаботьтесь о них уже сегодня. С онлайн-калькулятором от Совкомбанка вы легко рассчитаете прибыль от вложений именно на тот срок, который вам нужен. А для держателей карты «Халва» доход будет еще выше.

Основные виды игровых денег

Чтобы разобраться во всем по порядку, изучим основные типы игр и валют в них. Условно выделяют два вида платного контента.

  • Без обмена игровыми ценностями, так называемые игры free-to-play (FTP).

Игра и ее основные функции – бесплатные. Геймер платит лишь за дополнительные возможности и контент. Следовательно, разработчик не теряет прибыль, так как пользовательское соглашение запрещает передавать любые элементы (например, учетную запись) третьим лицам.

мобильные игры бесплатно
Многие мобильные развлечения относятся к FTP
  • Система позволяет участникам обмениваться капиталом. Сюда относится жанр MMORPG (массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры).

Именно здесь экономика развита больше всего, т. к. есть возможность обходить систему и совершать сделки напрямую.

Чтобы контролировать утекающие финансовые потоки, создатели прибегают к различным способам, например, сами создают площадки для продажи предметов, ограничивающие операции вне их. Чем больше ставится ограничений, тем больше лазеек находят игроки. Ведь продать что-то напрямую можно гораздо быстрее и выгоднее.

Что можно заработать

  • Твердая валюта.

Позволяет приобрести уникальные вещи или другие деньги. Как правило, ее количество практически не влияет на процесс. Может и вовсе отсутствовать, при этом основной функционал будет доступен, но дополнительные возможности закрыты. Приобрести ее можно через покупку внутри приложения (IAP), либо в небольшом количестве получить в награду за достижения.

  • Мягкая валюта.

Основная часть покупок совершается на нее. Геймер гарантировано получает ее во время игры в качестве награды за прохождение основных уровней. Но при этом на нее невозможно купить что-то эксклюзивное. Все это делает мягкую валюту менее ценной по сравнению с твердой.

  • Внутренняя валюта.

Дается за выполнение определенных действий в кампании. При этом у нее тоже есть свои ограничения на использование.

  • Валюта событий.

Чтобы ее получить, необходимо участвовать в определенных гейм-режимах или событиях. Вознаграждение ограничено по времени и применению. Но также позволяет контролировать пользователя. Например, награду за событие можно купить только на деньги, полученные в результате прохождения кампании, а не за обычное накопленное золото.

  • Энергия.

Ее цель – стимулировать игрока совершать покупки, т. к. она ограничивает бесплатное время. Чаще всего человеку приходится просто ждать несколько часов, пока снова накопится энергия. Например, ее можно обменять на открытие нового уровня или совершение определенных действий.

Помимо этого, существует множество разновидностей виртуальных средств, например, вип-валюта – за достижение уровней, социальная – за взаимодействие с другими пользователями. Все эти варианты направлены на стабилизацию экономики, удержание участников и заработок создателям.

Как можно заработать: популярные способы

Почему вложения настоящих денег в выдуманную реальность так популярны? Согласно исследованиям ВШЭ за 2020 год, портрет среднестатистического игрока в России выглядит следующим образом: мужчина, 30-35 лет, с высшим образованием, стабильной работой, со средним доходом и выше.

Также каждый второй пользователь индустрии в России – семейный человек. Основная цель – отдых, способ отвлечься от работы и рутинных дел.

известные компьютерные игры
«Ты ведь уже взрослый» – эта фраза уже давно устарела

Во многих играх, чтобы добиться высоких результатов и заработать уровни, нужно потратить очень много времени, зачастую выполняя одни и те же, нередко нудные действия.

Учитывая данные выше, мы можем сделать вывод, что большинство игроков просто не готовы тратить часы на детальное и долгое прохождение сюжетных кампаний, – у обычного человека, занимающегося работой, просто нет на это времени. Но ведь сюжет так хочется пройти!

Как известно, спрос рождает предложение. Обязательно найдутся те, кто готов купить прокачанного персонажа, редкую награду, золото или учетную запись. И найдется еще больше людей, которые готовы оказать эти услуги.

И здесь начинаются рыночные отношения, получившие свое название Real Money Trade (РМТ) – продажа виртуального за реальные деньги. Кто и чем зарабатывает в мире MMORPG?

Фарминг

Фармеры – игроки, повышающие уровень своего персонажа, аккаунта, ищущие предметы особой ценности, зарабатывающие игровое золото и т. д. Для этого они намеренно повторяют одни и те же действия и проходят долгие сложные сюжетные задания.

Основная цель фармера – продать наигранное подороже. Геймер может действовать как по своей инициативе, так и по специальному заказу.

Помимо этого, они занимаются:

  • скупкой и перепродажей средств, артефактов, персонажей и т. д.;
  • продажей внутриигрового времени;
  • повышением персонажей за отдельную плату, так называемым драйвингом;
  • «отмывкой» денег.

Максим, 33 года, г. Казань:

«Раньше я увлекался "Танками". Играл часто и много, поэтому удалось достичь определенных успехов. Но затем жизнь завертелась, стало не до игр, и я со временем даже забыл про них – просто пропал интерес.

Вспомнил про свой аккаунт только при разговоре с другом. Он рассказал про своего знакомого, который готов купить его за 10 тысяч рублей. Я о таком способе заработка раньше слышал, поэтому даже не удивился.

Конечно, это не такие большие деньги по сравнению с теми, которые зарабатывают профессионалы. Но думать долго я не стал и продал все наигранное. Приятно, что все потраченное время окупилось».

Бывает ли шопинг выгодным? Да, если покупать с Халвой! До 10% кешбэка, пассивный доход в виде процента на остаток собственных средств до 15%. А самое главное — покупки в рассрочку до 24 месяцев и никаких процентов. Оформите Халву в пару кликов!

Магазины

Это объединения фармеров. Они занимаются тем же самым, только в еще больших масштабах.

Основная проблема в том, что своими действиями торговые площадки могут нанести ущерб вымышленной экономике. Например, это приводит к неравномерному распределению ресурсов среди участников.

Получается, что «богатые» геймеры, скупившие валюту за реальные деньги, контролируют оборот ценных предметов вокруг себя. А это создает отток новичков – ведь «пробиться» наверх честными способами становится слишком сложно.

Магазины получили большое распространение в Китае в середине двухтысячных. Сотни людей играли сменами по 12 часов в такие популярные игры, как Lineage, World of Warcraft и другие, раздавая наигранные ценности за самую настоящую зарплату.

Также объединения фармеров популярны и в Южной Корее. Неудивительно, ведь эти две страны являются лидерами индустрии онлайн-развлечений, поэтому правительство пытается бороться с РМТ на государственном уровне.

Грозит ли дефолт миру драконов и колдунов

У любой экономики есть свои взлеты и падения. Если финансовые кризисы знакомы многим странам, то может ли с ними столкнуться виртуальное государство?

Да, может. И такое уже было несколько раз.

Один из таких кризисов произошел совсем недавно, в октябре 2021 года в игре New World.

Случилась самая настоящая дефляция. По всем законам реального мира ценность игровых денег резко возросла, а цены на товары, наоборот, упали. Не желая расставаться с «дорогим» золотом, люди начали обмениваться товарами друг с другом, а не тратить кровные в магазинах.

В итоге бартерный метод быстро стал нормой. Сами пользователи отмечают, что причина всему – высокая пошлина, которую персонаж должен заплатить за ремонт доспехов или изготовление предметов. А награды за выполнение заданий небольшие. Другими словами, денег расходуется больше, чем их можно заработать, что привело к увеличению стоимости золота.

Более того, контроль за ценами осуществляет не разработанный алгоритм, а сами пользователи. Хаоса добавляют и прочие неточности. Например, проще и дешевле купить новый предмет, чем тратить средства на его ремонт.

Релиз игры от компании Amazon Games состоялся в конце сентября, а геймеры за короткое время уже предъявили длинный список недостатков, которые необходимо исправить.

Нечто подобное произошло с игрой Diablo III в 2013 году. В результате технической ошибки появилась возможность создавать неограниченное количество золота. Недоработка создателей заполонила мир огромным объемом денег, не говоря уже о ботах, которые генерировали валюту с невероятной скоростью.

Конечно, компания стабилизировала ситуацию, но к тому моменту денег было столько, что они потеряли свою ценность. Началась гиперинфляция. Цена на товары могла повышаться несколько раз в день, а игроки старались как можно быстрее потратить средства, ведь они моментально становились буквально ничем.

игры онлайн бесплатно
Фармер – единственный, кто останется в итоге в выигрыше

Похожие ситуации происходят во многих играх. Помимо этого, свой негативный вклад вносят и фармеры, которые на примере золотой антилопы могут сначала обогатить всех желающих, но затем оставить экономику ни с чем. Поэтому мечта о безграничном богатстве может нанести урон всей системе, как и в реальной жизни.

Борьба с Real Money Trade

Сообщество игроков в целом негативно относится к любым видам деятельности фармеров, которые ставят под угрозу всю искусственную систему. Поэтому появился тренд на намеренное игнорирование услуг таких дельцов.

Более того, тематические сайты отказываются рекламировать магазины и предложения по продаже тех или иных предметов. Геймеры также отправляют жалобы на подобные объявления в сети. Но все это помогает бороться с недобросовестными пользователями лишь в малых масштабах.

Что касается крупных компаний и разработчиков, то доподлинно неизвестно, какой ущерб за все время им нанесли действия неофициальных площадок. Причина проста: новости о блокировке десятков, а то и сотен тысяч аккаунтов могут обернуться против самих организаций. Поэтому все данные держатся в секрете.

При этом компании активно регулируют потоки финансов и придумывают все новые способы стимулировать участников не проводить сделки между собой.

  • Прописывают специальные положения в обязательных соглашениях и прочих правилах, которые принимает игрок. Например, весь контент является собственностью компании.
  • Блокируют рекламные аккаунты.
  • Создают специальные внутриигровые банки, действующие наподобие благотворительных фондов. Малообеспеченные пользователи могут получить средства из пожертвований других участников.
  • Вводят возможность жалоб на подозрительных игроков модераторам, которые накладывают временный бан (запрет), пока идет проверка учетной записи.
  • Вводят в игру именные награды и артефакты, которые нельзя продать другому участнику.

К сожалению, подобных мер недостаточно. Всегда найдутся геймеры, которым проще что-то купить, чем заработать самостоятельно.

К тому же, по сравнению с общей прибылью, урон от фарминга не такой большой, и это лишь создает дополнительную рекламу проектам. А значит, проект обеспечен притоком новых участников, которые будут пользоваться и официальными магазинами в том числе.

Факт дня
На белорусской 50-рублевой банкноте 1992 года был изображен медведь-барибал, который в Беларуси не встречается.

На грани добра и зла: что говорит закон

Перепродажа игровых ценностей в частные руки – настоящая теневая отрасль, относиться к которой можно неоднозначно.

При обмене виртуальных денег на реальные возможно все: от простого баловства по покупке волшебного меча до серьезных дел в виде отмывания нелегального заработка. Таким способом нередко пользуются хакеры: воруя данные игроков, они продают их игровое золото за реальные деньги.

Поток денежных средств при перепродаже артефактов отследить практически невозможно, чем пользуются люди, которые занимаются незаконной деятельностью. Точных подтверждений подобному нет, но в теории финансировать незаконные дела через онлайн-игры возможно.

В российском законодательстве нет какой-то специальной статьи или уполномоченного органа, который контролировал бы онлайн-мир. Но при этом Роскомнадзор может наложить определенные запреты и блокировки на контент, который потенциально опасен для несовершеннолетних.

Общие правила поведения внутри виртуального пространства установлены в пользовательском соглашении. При этом надо учитывать, что оно не должно противоречить нормам и законам той или иной страны, в нашем случае России.

Что касается игрового имущества, ни один закон РФ не признает его объектом собственности. Поэтому ни о какой защите прав речи не идет.

Тем более связываться с судами не выгодно ни одной из сторон: ни пользователю, которому могут просто заблокировать аккаунт на время разбирательств или навсегда, ни организатору – ведь проект могут признать азартным и также заблокировать.

Поэтому остается надеяться лишь на разработчиков и операторов, которые контролируют гейм-процесс и следят за правомерностью контента. Хотя даже в таких случаях можно встретить жалобы на то, что отстоять свою правоту весьма сложно, а модераторы чаще встают на сторону создателей игры.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в ВК и Телеграме
banner image
Ольга Романова
Ольга Романова
На стороне финансовой грамотности. Люблю изучать новое и писать об этом. Уверена: банки — это не страшно!
Баннер